ArrowArrow
ArrowArrow
Slider

Психолого-педагогические условия

Психолого-педагогические условия

Особое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений МБДОУ в целом.
Посещение нерегламентированной деятельности и образовательных ситуаций педагогов показало, что все сотрудники, без исключения, создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
-общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо;
-поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
-голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;
-взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;
-в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;
-учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;
-уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
-при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.
При организации образовательного процесса (партнерской деятельности взрослого с детьми) реализуются тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Анализ просмотренной образовательной деятельности показал, что педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
Много внимания уделяется формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников, логического мышления, сообразительности. В процессе образовательной деятельности наблюдался положительный эмоциональный фон, партнерские взаимоотношения детей и взрослых за счет использования игры, внесения новых заданий, использования мультимедийной системы, заданий повышенной трудности, писем и т. п.
Педагоги постоянно изучают и используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы, современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, занимаются самообразованием.
Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений.
Развивающая среда групповых помещений своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.
Педагоги стремятся к тому, чтобы материал каждой образовательной деятельности содержал что-то новое, был доступен и интересен детям. Для успешного усвоения программного содержания систематически предусматривают не только сообщение нового материала, но и повторение, закрепление, самостоятельное использование детьми полученных представлений.
Педагоги в своей работе решают следующие задачи:
• учет в своей деятельности с детьми возможности развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей ребенка;
• создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду; оказание своевременной педагогической помощи, как детям, таки их родителям; подготовка детей к школьному обучению.
Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на:
- субъектном отношение педагога к ребенку;
- индивидуальном подходе,
- учете зоны ближайшего развития ребенка;
- мотивационном подходе;
- доброжелательном отношении к ребенку.
Образовательный процесс включает как совместную деятельность взрослого с детьми, так свободную самостоятельную деятельность воспитанников.
Ведущим видом деятельности детей является игра, поэтому мы выдвигаем определенные требования к педагогам по организации сюжетно-ролевой игры. С этой целью традиционным стала организация пятничных игровых образовательных событий. Такая форма организации дает возможность интегрировать различные виды игровой деятельности в образовательный процесс и максимально использовать возможности для совместной и самостоятельной деятельности детей, развивать инициативу и самостоятельность детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется педагогом-психологом.