Успешные практики

Успешные практики

Название практики: Программа «Страна эмоций Феи и Эльфа» по развитию эмоционального интеллекта обучающихся старшего дошкольного возраста.
ФИО автора-разработчика: Поважная Наталья Анатольевна.
Населенный пункт: п. Зимовники.
Должность: педагог-психолог.
Полное наименование образовательной организации : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка».
Годы реализации: 2018-2022гг.
Аннотация практики: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, разви-тия познавательных способностей. Ребёнок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые суще-ствуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми - носителями общественного опыта.
Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка». Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.
За последние три года в МБДОУ детский сад «Росинка» стали все чаще обра-щаться родители (законные представители) и педагоги с запросом относительно развития эмоционального интеллекта обучающихся. Дети не умеют владеть своими эмоциями, выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрос-лыми, у них несформирована способность распознавать как собственные чувства и эмоции, так и окружающих их людей. И как следствие, возникла необходимость развития эмоционального интеллекта у обучающихся, создания психологических условий для улучшения взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) с детьми.
Данная проблема эффективно решается в развивающей программе «Страна эмоций Феи и Эльфа». Целью программы является создание в дошкольной образовательной организации условий, обеспечивающих развитие эмоционального интеллекта у всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
- развивать эмоциональный интеллект обучающихся;
- способствовать повышению психологической компетентности педагогов в области развития эмоционального интеллекта обучающихся;
- способствовать повышению психологической компетентности родителей (за-конных представителей) в области развития эмоционального интеллекта у своих де-тей в домашних условиях.
Данная программа разрабатывалась для обучающихся с низким уровнем развития эмоционального интеллекта: с низким пониманием эмоциональных состояний людей, с низкой степенью готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Оценка эффективности реализации раздела «Развиваем эмоциональный интел-лект детей в домашних условиях» для родителей (законных представителей) и раздела «Развиваем эмоциональный интеллект обучающихся» для педагогов косвенным образом оценивалась с помощью сбора обратной связи (отзывов).
Эффективность использования программы проявилась в следующих показате-лях:
- позитивная динамика у обучающихся в развитии умения различать и выра-жать эмоциональные состояния через мимику, пантомимику, интонацию голоса;
- усвоение обучающимися норм и ценностей, принятых в обществе;
- овладение обучающимися способами избавления от отрицательных эмоций;
- повышение у обучающихся способности к сочувствию;
- повышение психологической компетентности родителей (законных предста-вителей) в области развития эмоционального интеллекта у своих детей в домашних условиях;
- создание партнерских открытых отношений между педагогами, педагогом-психологом и родителями (законными представителями), которые способствовали бы проявлению инициативы родителей (законных представителей) в процессе воспитания детей;
- повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоционального интеллекта обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата в группах.
Ссылка на публикацию: https://natalapovaznaa.wixsite.com/mysite/kopiya-normativnaya-dokumentaciya-1 
Диссеминация практики: Данная програма стала победителем в номинации «Развивающие психолого-педагогические программы» Областного конкурса психо-лого-педагогических программ, организованного министерством общего и профессионального образования Ростовской области, ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, ГБУ РО ЦППМ и СП.
Представлена на V Всероссийской педагогической конференции «Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности». Публикация «Развитие эмоционального мира дошкольников».
В 2020 г. данная программа представленна на районном методическом объединении педагогов Зимовниковского района « (открытый просмотр занятия в подготовительной группе по теме: «Где прячется злость?»).

Опыт работы _Развитие эмоционального мира дошкольников_.pptx